Интернет-технологии в преподавании физики и астрономии


Жизнь - это не что-то. Это возможность для чего-то.
Герберт

Слово "Интернет" часто встречается в печати, звучит по телевизору, радио. А что это такое? Как работать с Интернет? Как его использовать для учебного процесса? В 1960 годах Агентстве перспективных технологий министерства обороны США начались эксперименты по соединению компьютеров друг с другом с помощью телефонных линий. В 70-годах были разработаны правила пересылки данных между различными компьютерными сетями. К концу семидесятых мир оказался связан в одно целое паутиной компьютерных сетей. В восьмидесятых годах сеть сетей стала известна под именем Интернет и развилась до невероятной степени. Сотни институтов, колледжей, научных лабораторий, правительственных учреждений стали присоединять свои компьютеры к этой всемирной сети. В девяностых годах ресурсы Интернет были ориентированы лишь на пересылку файлов и неформатированного текста. Появилась служба World Wide Web (Всемирная паутина). Она была разработана исследователями Европейской лаборатории физики элементарных частиц в Женеве. Ученые Тим Бернерс-Ли и Роберт Кайо решили сделать такую систему, которая позволяла бы все физикам в Европе обмениваться по Интернет результатами своих исследований в виде иллюстрированного текста, включающего ссылки на другие публикации.

Одна машина может сделать работу пяти обычных людей,
ни одна машина не сделает работу одного незаурядного человека.
Элберд Хаббард.

Интернет технологии в учебном процессе это прежде всего:

  1. получение и накопление информации;

  2. обработка и по необходимости передача информации;

  3. использование обработанной информации для научной работы, для подготовки докладов и сообщений;

  4. использование обработанной информации для подготовки отдельных тем в виде презентаций и слайдов;

  5. средство поиска и передачи информации;

  6. дистанционное обучение.

В нашей школе действует научное общество. Ребята работают по определенной теме, исследуют явления, строят модели, занимаются поиском информации по какому-либо объекту. Большую роль в этом играют интернет - технологии, с помощью которых ребята добывают информацию, обрабатывают ее и создают рефераты, презентации, доклады с использованием компьютера, которые затем используются на уроках физики и астрономии

Компьютер имеет то преимущество перед мозгом, что им пользуются.
Габриэль Лауб.

Вот один из примеров нашей жизни. В библиотеках нашего города очень много литературы, научных журналов, художественных произведений. При поиске необходимой нам информации по астрономии мы столкнулись с тем, что литература по астрономии представлена книгами, изданными до 1988 года. Новых поступлений нет и не предвидится. Каково было наше удивление, когда на Web-страницах мы смогли отыскать нужную нам информацию.
В Интернет обращаются за определенной информацией. Чтобы открыть нужную страницу, надо иметь либо адрес, например, адрес Интернет Федерации: http://fio.ru, либо другую страницу со ссылкой на нее. Если нет ни того ни другого, обращаются к поисковым системам. При своей работе мы чаще всего пользуемся такими поисковыми системами http://www.rambler.ru, http://www.yandex.ru, http://www.AltaVista.com, http://yahoo.com, http://aрort.ru. Сообщая поисковой системе данные о содержании необходимой информации, она выдает список гиперссылок на страницы, на которых упоминается искомая вами информации. Ваша задача - выбрать необходимые вам страницы и обработать информацию. Вот такую выборку получил ученик 11 класса Власов Максим при поиске нужной ему информации.
Астрономические программы

После получения и записи необходимой вам информации ее нужно обработать для использования на уроке или для подготовки реферата, сообщения, научной работы. Это самый длительный и трудоемкий процесс. После обработки информации ребята создают презентации. которые затем используются на уроках астрономии и физики. К этой работе мы прилагаем дискеты с презентациями учебного материала, папки с файлами по физике и астрономии. В частности, имеется интересная презентация сделанная учениками 10 класса и использованная на конференции "40 лет полета в космос" в г. Краснодаре в 2001 году "Аппараты, исследующие космос",
 Часто на уроках и при проведении кружковых занятий используются папки с файлами и презентации "Луна", "Солнце", "Атмосфера Солнца", "Звезды", "Переменные звезды", "Астероиды и кометы". Очень полезны для проведения уроков астрономии папки с фотографиями, составленные учениками 9 - 11 классов с использованием интернет - технологий, по теме "Галактики", "Туманности", "Новые цивилизации", "Авиация", "Природные оптические явления".

Машины должны работать. Люди должны думать.
Девиз компании "IBM".

Еще одним примером использования интернет - технологий в учебном процессе является дистанционное обучение. Сейчас существует большое количество программных материалов.
Это 1C репетитор, в который включен весь школьный курс http://1С.Репетитор.ru. Этот продукт можно использовать для индивидуальных и групповых занятий.
Для показа демонстраций на уроках, для подготовки абитуриентов и учеников к экзаменам, для проверки качества знаний учащихся  Открытый Колледж предлагает уникальный учебный курс по физике и астрономии, который имеет поддержку Интернет. В этих полных мультимедийных курсах очень много фотографий, графиков, схем, астрономических карт, контрольных вопросов и задач, имеется звуковое сопровождение. В "Открытой Астрономии 2.0" около 60 интерактивных моделей демонстрируют сущность наиболее интересных астрономических явлений   http://college.ru.
В электронной версии энциклопедии "Кирилл и Мефодий" можно найти информацию для урока, но на наш взгляд, это очень упрощенный вариант учебника  http://jenova.narod.ru

Техника дойдет до такого совершенства, что человек сможет обойтись без себя.
Станислав Ежи Лец.

Ярким примером применения Интернет - технологии является получение и отправка информации с помощью электронной почты. Часто учителю попадаются вопросы, на которые он не может ответить. А литературы, которая бы помогла найти ответ под рукой нет. Здесь на помощь приходит электронная почта. Существует много электронных страниц, на которых действует сисема "Вопрос-Ответ" и квалифицированные специалисты помогают ответить на трудные вопросы. Такой центр работает при Новосибирском Государственном университет, при МФТИ, при центре Интернет Федерации. "Дистанционный консультационный пункт" находится в городе Новосибирске и имеет электронный адрес   http://www/nsu.ru.materials.ssl Явные преимущества электронной почты неоспоримы. Во-первых, это быстрота получения письма и ответа на него из любой точки земного шара. Во-вторых, письмо, в отличие от телефона, не требует немедленного ответа, и у вас есть возможность обдумать и написать ответ в удобное время.

Наш век гордится машинами, умеющими думать, и побаивается людей, проявляющими ту же способность.
Мамфорд Джонс.

Возможности Всемирной компьютерной сети дают России уникальный шанс не только преодолеть отставание в области информации, но и вырваться вперед, став в новом столетии одним из лидеров мирового информационного сообщества. Это, несомненно, упрочит положение и влияние России в стремительно изменяющемся мире. Использование ресурсов Сети позволяет не на словах, а на деле обеспечить россиянам равный доступ к знаниям и передовым образовательным технологиям, создать единую образовательную информационную среду, сделать российскую систему образования более открытой и эффективной. 

Литература. 

Приложения. 

Физические ресурсы Интернета. 

Учебные пособия и проспекты обучающих программ по физике:

Астрономические ресурсы Интернета. 

1.Солнце. 

2.Планеты. 

3.Венера. 

4.Земля. 

5..Луна. 

6.Марс. 

7.Астероиды и кометы. 

8.Метеорные потоки. 

9.Галактики. 

Сайт управляется системой uCoz
Сайт управляется системой uCoz